Дробеструйное упрочнение (часть 1)

14.12.2015

В целях повышения надежности, снижения массы и сокращения стоимости формообразования часть ответственных деталей самолетов (панели, шпангоуты, а также деталей составляющих под двигатель 24 вольт) на фирмах «Боинг», «Макдоннелл-Дуглас» и «Локхид» подвергают упрочнению дробью на специально созданных (в некоторых случаях уникальных) установках, изготавливаемых такими пециализированными фирмами, как «Карборундум компани» (отделение «Пэнгборн»), «Вилабратор корпорейшн», «Дженерал Дайнемикс», «ВакуБласт», «Авко аэростракчер».

В этих установках для сообщения энергии подаваемой дроби в большинстве случаев используют центробежные колеса типа R-Р мощностью от 10 до 74 кВт и производительностью до 90 т дроби в час (каретки HIWIN при таком подходе не используются). Изменяя число оборотов колеса с помощью упрочнения панелей крыла самолета В-747 программного управления, можно обрабатывать поверхность детали с переменной интенсивностью, что позволяет совмещать процессы упрочнения и доводки контура панелей или проводить упрочнение панелей без изменения формы.

При обработке глубоких внутренних каналов и карманов для подачи дроби применяют комбинированные установки с пневматическими устройствами, в которых энергию дроби сообщает поток сжатого воздуха. Можно, конечно, двигатель постоянного тока купить, но использование сжатого воздуха обходится дешевле. Так, для обработки наружной поверхности деталей шасси отделение «Пангборн» фирмы «Карборундум компани» разработало комбинированные установки с центробежными колесами и для обработки внутренних поверхностей-- сопловые устройства. Эти установки использует фирма «Менаско Техас дивижн» для упрочнения стоек переднего и основного шасси самолета L-1011. Установки оснащены дистанционным управлением. Три системы ЧПУ позволяют выполнять обработку по предварительно разработанной программе.


Для формования и частичного упрочнения панелей и обшивок самолетов L-1011 и DC-10 из листового алюминиевого сплава 7075-Т7651 используют установки фирмы «Авко». Установка, позволяющая обрабатывать панели шириной 2 м и длиной 25 м имеет пять центробежных колес типа R-Р мощностью 14,8 кВт и производительностью 1,5 т дроби в час каждое.

Панели крыла перемещаются вдоль установки со скоростью 0,06-0,18 м/мин.
Фирма «Боинг» для упрочнения дробью секций крыла самолета В-747 использует установку фирмы «Вилабратор корпорейшн», оснащенную двигателями постоянного тока, которые приводят во вращение центробежные колеса, расположенные в специальной камере. Установка предназначена для обработки деталей шириной до 3,7 м и длиной до 36 м.